Плавание, как обязательная тема для изучения дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе. Современные проблемы науки и образования Плавание в вузе

3 Угланов Ж.Ш. 3 Сармалаев А.С. 3 Ложкин А.А. 3 Маденов Н.Н. 3

1 Казахская академия спорта и туризма

2 Южно-Казахстанский Гуманитарный университет им. М.Сапарбаев

3 Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта каким занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций. Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений.

обучение

физическая культура

плавание

1. Алексеева О. И., Григорьев В. И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие // Теория и практика физической культуры. – 2003.

2. Булгакова Н. Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 2001.

3. Водные виды спорта / под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Академия, 2003.

4. Кашкин Д. А. Плавание: примерные программы спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.

5. Мухтарова Т. Л. Техника спортивного плавания. – М.: УГТУ, 2004.

6. Плавание / под ред. В. Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.

7. Тарасевич Г. А. Специализированные восприятия у пловцов кролистов на этапе базовой подготовки: дис. … канд. мед. наук /Г. А. Тарасевич. – Омск, 2010. – 169 с.

8. Mooney R., Corley A., Quinlan L. R., OLaighin G. Inertial Technology for Elite Swimming Performance Analysis: A Systematic Review. Sensors 2016, P. 16–18.

9. Magalhaes F. A., Vannozzi G., Gatta G., Fantozzi S. Wearable inertial sensors in swimming motion analysis: A Systematic review. Et al Sports Sci. 2015; 33(7):732-45.

Актуальность. Эффективность организации процесса образования в вузе связана с соответствием качества образования, требованиям высшей школы и производства, которое предполагает разработку и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих постоянное совершенствование в системе управления качества образования. Изучение курса плавания студентами всех спортивных специализаций по специальности «Физическая культура и спорт» предполагает обучение бакалавра спортивным способам плавания. Как показали наши педагогические наблюдения, исходный уровень плавательной подготовки студентов различен, что вызывает существенные трудности в овладении способами плавания и удлиняет процесс обучения . Учитывая, что курс обучения студентов ограничен количеством отводимых часов на плавательную подготовку, то это требует от преподавателя разработки новых технологий для ускорения процесса обучения разным способам плавания .

Сущность и содержание индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, показал, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие . На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами.

В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности . При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемых.

Целью исследования явилось повысить эффективность и время обучения способам плавания студентов различных спортивных специализаций путем разработки комплекса физических упражнений.

Объем и методы исследования. Основной задачей нашего эксперимента было быстрее и качественнее обучить плаванию студентов разных спортивных специализаций и проверить эффективность разработанных программ прохождения практического материала.

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок, характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий.

Отличительными чертами программы и комплексов упражнений были такие особенности, как: использование ласт, «сачка», вспомогательные пояса, помощь партнера на занятиях по освоению техники плавания; увеличение объема плавания за счет использования ласт; применение упражнений для ног и рук с учетом специфических ошибок, характерных для групп циклических, спортивных игр и единоборств; соблюдение высокой плотности уроков с оптимальными паузами для отдыха; для каждой группы свой план прохождения учебного материала; отличия в объемах и интенсивности упражнений, интервалов отдыха, количества повтора упражнений.

Результаты и обсуждения. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Это указывает на то, что экспериментальное обучение было более эффективным, по сравнению с традиционным. По результатам исследования были внесены дополнения в типовую программу по дисциплине «Плавание с методикой преподавания». В ходе эксперимента доказана эффективность использования разработанных комплексов упражнений и вспомогательных средств для оптимизации учебного процесса по плаванию с учетом индивидуальных и групповых морфо-функциональных особенностей и физической подготовленности студентов, специализирующихся в разных видах спорта.

Для экспериментальной группы циклических видов спорта в содержание занятий были включены упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности верхнего плечевого пояса и упражнения аэробного характера. При изучении техники способа кроль на груди больше времени отводилось на изучение техники движений рук с подвижной опорой в ногах и упражнения, направленные на совершенствование техники гребка. В комплекс упражнений для изучения техники кроль на спине были включены упражнения исходного положения: руки вверху, одновременная работа руками; упражнения одной рукой, с фиксацией второй вверху. Студенты этой группы имеют лучшие показатели в выносливости, и в содержание их занятий были включены задания с более длительным, равномерным проплыванием отрезков дистанций. Во время освоения техники способа брасс больше использовались упражнения для работы ног, это связано с тем, что в циклических видах спорта ноги выполняют поочередные движения, сочетая сокращения с расслаблением мышц, и выполняют захлестывающее движение, а при способе брасс ноги находятся в напряженном состоянии и стопы развернуты в сторону. Кроме того, выполнялись упражнения на согласованность движений рук и ног с дыханием. Комплекс специально-подготовительных упражнений, разработанный для обучения студентов циклических видов спорта технике способов плавания, представлены в следующем порядке: упражнение на суше - выкруты прямыми руками вперед, назад; упражнение с резинкой: из стойки в наклоне вперед поочередные махи руками, круговые движения руками вперед-назад; на воде - упражнения для изучения техники кроль на груди и на спине: плавание с помощью движений одними руками; то же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды; то же, но с «лопаточками» на руках; плавание кролем с поднятой головой; плавание кролем на «сцепление», одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем. В методической рекомендации указано, что руки в локтевом суставе не сгибать; использование поплавка помогает приподнять таз и бедра, и это спортсмену позволяет подключить к рабочим движениям рук все крупные мышцы спины. Контролировать движения рук в воздухе, вход в воду и начало гребка; важное звено правильное выполнение вдоха; положить руки друг на друга, стараться лежать в вытянутом состоянии; обратить внимание на разворот стопы. Непрерывные и неширокие движения ногами; пронос руки прямыми.

Упражнения для единоборств направлены на развитие и совершенствование цикличности движений и постановки правильного дыхания. В этой группе был больший процент студентов, не умеющих плавать, поэтому в содержание занятий были включены упражнения с использованием сачка, помощи партнера, ласт, плавательных досок. Во время выполнения подготовительных упражнений акцент делался на дыхательные упражнения и на расслабление мышц. Из-за быстрой утомляемости слабо плавающих студентов упражнения выполнялись в коротких отрезках. При изучении способов кроль на груди и на спине применялись упражнения, направленные на удлинение «шага» и длины гребка. При обучении способа кроль на спине большое внимание уделялось горизонтальному положению тела в воде. Паузы между упражнениями заполнялись дыхательными упражнениями.

В спортивных играх использовались упражнения на скольжение. У спортсменов этой группы за счет ростовых показателей выше расположен центр давления воды и больше удельный вес нижних конечностей. Учитывая эти особенности, подбирались упражнения для ног с фиксацией их плавательной доской между голенью обеих нижних конечностей. Одной из отличительных черт программы практических занятий было применение для не умеющих и плохо плавающих студентов сачка, поддерживающего пояса и помощи партнера. Эти средства позволяют снять страх у студентов, боязнь воды, обеспечивают страховку, что способствует быстрому преодолению психологического барьера и ускоряют процесс овладения навыком плавания.

В экспериментальных программах, по мере освоения техники плавания использовались короткие отрезки (12 м, 25 м, 30 м, 50 м) с проплыванием на скорость, что позволяло подготовить студентов к сдаче контрольных нормативов.

Примечание: един - единоборства, спорт - спортивные игры, цикл - циклические виды спорта,

конт - контрольная, экспер - экспериментальная, исх - исходная оценка, итог - итоговая оценка.

Сравнительный анализ исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп

Для студентов со слабой плавательной подготовленностью в программу было включено плавание в ластах, что позволяло быстрее плавать и увеличивать объем нагрузки. Кроме того, ласты обеспечивают крепкую опору в воде, и у спортсмена появляется уверенность: он плывет свободно, где создаются условия сосредоточения на элементах техники. Чередование плавания в ластах и без ласт создают предпосылки для ускорения обучения и повышения скорости плавания. В процессе обучения успешно применялись эстафеты с элементами техники плавания и нырянием.

В экспериментальной программе, в отличие от традиционной, акцент был сделан на овладение техникой способом кроль на груди, на спине и брасс, и на последних занятиях ознакомление с техникой баттерфляй. Отличия программ обучения заключались в разных поурочных планах обучения. В зависимости от вида специализаций, подход к объему нагрузки и выполнение отдельных упражнений в процентном отношении были разными. Для контроля интенсивности нагрузки проводили подсчет ЧСС, основная работа выполнялась в режиме 150-170 уд/мин. Для восстановления дыхания широко применялись дыхательные упражнения в воде. В конце педагогического эксперимента провели повторную оценку плавательной подготовленности студентов: оценка обтекаемости тела в воде, умение проплывать дистанцию, оценка техники 3-х способов плавания.

Анализ полученных данных показал, что результаты оценок за длину скольжения во всех группах улучшились. В циклических видах спорта оценки возросли в контрольной группе на 53 %; в экспериментальной группе - на 68 % (P<0,05). Результаты в экспериментальной группе выше на 11 %, чем в контрольной группе. В единоборствах - средние оценки в контрольной группе выросли на 56 %, в экспериментальной группе на 73 %, различия между группами составили - 10 %. В спортивных играх - разница между группами была 8,7 %, это объясняется тем, что исходные оценки в контрольной были высокими - 3,09 (S=1,54), экспериментальной - 3 (S=1,59), и по итогам оценок показатели многих студентов были выше 5 баллов.

Итоговые оценки в контрольной группе составили - 4,6 (S=0,53), в экспериментальной - 5 баллов. Оценка за проплывание дистанции показала, что в циклических видах спорта различия между экспериментальной и контрольной группами составили - 23 % (Р< 0,05). В спортивных играх разница в оценках за проплывание дистанции составила - 17,7 % (P<0,05). Если сравнить оценки с исходными данными в циклических видах спорта, то можно отметить, что в контрольной группе улучшение составило - 37 %, а в экспериментальной группе - 71 %, в спортивных играх - соответственно 47,3 % и 79,3 %, в единоборствах это отличие составило - 52,6 % и 76,6 %.

Диаграмма сравнительного анализа исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп на примере проплывания дистанций представлена на рисунке. Средние оценки за технику выполнения способа кроль на груди у студентов экспериментальной группы циклических видов спорта составили 4,45 (S=0,43) балла с приростом 60 %, в контрольной группе - 3,92 (S=0,52) с приростом 37,5 %. В единоборствах, за счет введения дифференцированного подхода в учебный процесс, значительно повысилась оценка в экспериментальной группе до 4,40 (S=0,43), прирост 66 %, а в контрольной группе - 3,81 (S=0,60), прирост 43,2 %.

У студентов группы спортивных игр при первичных величинах 2,69 (S=0,80), в контрольной - 2,75 (S=0,79), в экспериментальной группе эти показатели повысились до 3,94 (S=0,47), прирост 46,4 %, 4,45 (S=0,46) прирост 61,8 %, соответственно (P<0,01).

Результаты оценки способов кроль на спине и брасс также улучшились. Следует отметить, что оценки за технику кроль на спине и брасс в результате подбора упражнений и учета особенностей специализации в экспериментальных группах стал выше, значит, они успешнее освоили технику спортивных способов, чем контрольные группы. Так, в циклических видах спорта средние оценки за выполнение способа кроль на спине составили: в экспериментальной группе - 4,43 балла, прирост достиг 63,4 %, а в контрольной группе - 3,89 балла, прирост 39,9 %. При способе брасс улучшение в экспериментальной группе составило - 67,4 % при оценке 4,32 (S=0,36) балла, в контрольной - 42,5 % при оценке 3,75 (S=0,56) балла.

Студенты экспериментальной группы из единоборств получили за технику способа брасс оценки 4,24 (S=0,43) балла, прирост составил 68,2 %, в контрольной группе оценка 3,71 (S=0,64) балла, достиг 44,9 %.

За технику способа кроль на спине получена оценка 4,34 (S=0,43) балла, прирост достиг 66,9 %. В контрольной группе средняя оценка возрастала на 44,6 % (3,79 (S=0,61) балла). Студенты этой группы лучше осваивали способ брасс, так как ими легче выполнялись одновременные движения. Студенты из экспериментальной группы спортивных игр улучшили свои показатели и получили по средним данным оценки за технику способа брасс - 4,28 (S=0,29) балла, прирост результатов достиг - 63,9 %, а студенты контрольной группы получили в среднем 3,89 (S=0,44) балла, где процент прироста составил - 50,7 %. За технику выполнения способа кроль на спине средняя оценка в экспериментальной группе возросла на 68,4 % (4,53 (S=0,38) балла), в контрольной прирост был ниже на 52,4 % (4,01 (S=0,45) балла. Студенты данной специализации с большими трудностями осваивали этот способ плавания. Длинные конечности, погружаясь под воду, создают повышенное сопротивление, тем самым увеличивая угол атаки.

Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта, какими занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций.

Учет групповых и индивидуальных особенностей студентов, в процессе обучения, были получены положительные сдвиги в динамике оценок за плавательные способности. Введение индивидуального подхода в учебный процесс содействовало значительному повышению уровня плавательных способностей студентов.

Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений, что привело к успешной сдаче контрольных нормативов.

Библиографическая ссылка

Нурмуханбетова Д.К., Алдабергенов Н.А., Кабулбекова И.К., Зауренбеков Б.З., Тастанов А.Т., Жунисбек Д.Ж., Лесбекова Р.Б., Мусаев А.Т., Исмайлов Д.И., Колбекова А.А., Ермаханова А.Б., Ералиева Л.Т., Алмабаев Ы.А., Жангелова М.Б., Кожахметова А.Н., Угланов Ж.Ш., Сармалаев А.С., Ложкин А.А., Маденов Н.Н. ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ ПУТЕМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24226 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Воронина Кристина Сергеевна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПЛАВАНИЕ

Занятия плаванием оказывают положительный эффект на уровень здоровья студента, а также на его интеллектуальные способности мозговой деятельности. В организме человека все взаимосвязано между собой. В свою очередь плавание является тем активным процессом, при помощи которого можно достичь полноценного оздоровления организма.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Должна ли физическая культура быть включена в образовательную программу?

Введение

В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.

Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.

В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.

В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.

Основная часть

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме - за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч. Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели. Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий. А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Выводы

Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии. Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.

Плавание - это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
  3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
  4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
  5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
  6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • владеть основными навыками спортивного и прикладного плавания; способами и приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде;
  • уметь формировать с учетом возраста, пола и подготовленности занимающихся;
  • планировать индивидуальные и групповые уроки по начальному обучению плаванию лиц различного возраста и подготовленности;
  • организовывать и проводить соревнования по плаванию с различным контингентом занимающихся;
  • применять на занятиях по плаванию и методы, адекватные поставленным задачам;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов формирования и совершенствования двигательной активности при занятиях плаванием;
  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности занятий по плаванию;
  • применять комплекс средств и методов формирования у обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;
  • подбирать средства и методы для начального обучения технике различных способов плавания;
  • выполнить необходимые мероприятия по ;
  • провести занятие или часть занятия по начальному обучению плаванию.

Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники трех спортивных способов плавания на основе наиболее часто встречающихся типичных ошибок при выполнении двигательных действий в воде.

Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям к модельным характеристикам.

Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).

Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность пловца в воде в конкретном способе плавания.

Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.

Оценка «1» выставляется, если студент не может перемещаться по поверхности воды, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.

76 77 78 79 ..

11.5.
Плавание в высших учебных заведениях

Программа по физическому воспитанию в высших учебных за­ведениях включает обязательный раздел «Плавание», который ре­ализуется в течение всего периода обучения студентов в вузе в сле­дующих формах: учебные занятия (обязательные и факультатив­ные); занятия в секции спортивного клуба вуза и в спортивно-оз­доровительных лагерях.
Практика использования плавания как средства физического воспитания показывает возможность повышения эффективности учебного процесса в результате совершенствования физических и функциональных способностей студентов; поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности на протяжении всего периода обучения; профессионально-прикладной под­готовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой дея­тельности); формирования у студентов навыков и умений само­стоятельных занятий плаванием; приобретения необходимых зна­ний по основам теории, методики и организации обучения и спор­тивной тренировки по плаванию, выполнения функций судьи по спорту и инструктора-общественника по плаванию.
Обязательный учебный материал программы по плаванию на I и II курсах осваивается студентами в комплексе с другими средст­вами физического воспитания (гимнастические упражнения, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.).
Для проведения практических занятий на каждом курсе фор­мируются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется на Iкурсе - с учетом состо­яния здоровья, уровня физической подготовленности и спортив­ной квалификации.
На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Практические занятия для студентов этих групп проводятся раздельно. Как пра­вило, на подготовительное отделение зачисляются студенты, кото­рые ранее спортивным плаванием не занимались.
На специальном учебном отделении занимаются студенты, от­несенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
На отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям по плаванию на этом от­делении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивно­го разряда, но обладающие хорошими способностями и желающие заниматься плаванием.
Численный состав учебных групп подготовительного и специ­ального отделений не должен превышать 15 человек. Количество занимающихся на одного преподавателя (тренера) в отделении спортивного совершенствования зависит от уровня спортивной подготовленности студентов: так, в группах, состоящих из плов­цов III и II спортивного разряда, число занимающихся не долж­но превышать 12 человек; из пловцов I разряда и кандидатов в мастера спорта - не более 8 человек; из мастеров спорта - 4-6 человек.
В процессе учебных занятий по плаванию на самом массовом, подготовительном отделении решаются следующие задачи:

На I курсе - выбор основного способа спортивного плавания и тренировка в этом способе;
на II курсе - сочетание спортивного плавания с занятиями в за­ле скоростно-силовой направленности.
Рекомендуемая преимущественная направленность практиче­ских занятий по семестрам следующая:
1-й и 2-й семестры - совершенствование общей плавательной выносливости;
3-й семестр - скоростно-силовая подготовка;
4-й семестр - чередование тренировки скоростной направ­ленности и совершенствования специальной выносливости [И.А. Федченко, 1989].
На занятиях в 1-м семестре характерно проплывание средних дистанций, используя равномерный метод с постепенным воз­растанием к декабрю интенсивности упражнений (ЧСС - до 170 уд/мин). Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания по элементам не превышает 20% от общего запланиро­ванного объема упражнений.
Во 2-м семестре рекомендуется проплывание средних и длин­ных дистанций с равномерной и переменной скоростью. Объем плавания по элементам не увеличивается, однако возрастает ин­тенсивность выполнения упражнений (ЧСС - до 180 уд/мин). Мо­торная плотность занятия может достигать 90%.
В 3-м семестре содержание тренировочной программы включа­ет в основном проплывание коротких отрезков и дистанций с не­большой интенсивностью (ЧСС - до 170 уд/мин). Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность заня­тий достигает 70-80%.
В 4-м семестре планируется проплывание коротких отрезков и дистанций в полной координации с применением повторного и интервального методов тренировки. Рекомендуется 1 раз в 4-5 за­нятиях проводить тренировку ударного характера на совершенст­вование общей выносливости, используя дистанционное плава­ние. Моторная плотность занятий (в зависимости от направленно­сти) колеблется от 70 до 90%.
Занятия в декабре и мае (календарные периоды, предшеству­ющие экзаменационным сессиям) следует постоянно разнооб­разить по содержанию. Целесообразно использовать упражне­ния для изучения и совершенствования техники дополнитель­ных способов и прикладного плавания; включать в занятия раз­личные виды эстафет и проплывание отрезков в повторном ре­жиме.

Перечисленные организационные и методические рекоменда­ции повышают эффективность учебного процесса, а использова­ние плавания как основного вида физических упражнений дает возможность студентам успешно выполнять требования учебной программы и достигать хорошего уровня функционального разви­тия.
На специальном отделении, где плавание является основным ви­дом физических упражнений, занятия планируются с учетом со­стояния здоровья и уровня физической подготовленности студен­тов. Следует подчеркнуть, что занятия для студентов этого отделе­ния являются обязательными на протяжении всего периода обуче­ния в вузе и проводятся в объеме 4 ч в неделю.
В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи:
укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня рабо­тоспособности;
устранение функциональных отклонений и недостатков в фи­зическом развитии и двигательной подготовленности;
коррекция остаточных явлений после перенесенных заболева­ний; содействие стойкой компенсации нарушений в деятельности различных органов и систем, вызванных тем или иным заболева­нием;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений.
При планировании и проведении учебных занятий по плава­нию с этим контингентом следует придерживаться следующих правил:
-дозировка плавательных упражнений должна способствовать равномерности нарастания нагрузки. В то же время упражнения, выполняемые с относительно высокой ЧСС, должны чередовать­ся с активным отдыхом;
-распределение учебного материала следует планировать так, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма на физическую "нагрузку имела наибольший подъем во второй поло­вине основной части занятий;
-при составлении конспекта занятий не следует увлекаться большим количеством разнообразных упражнений;
-подбирать плавательные упражнения и способ плавания нуж­но строго индивидуально;
-при выполнении заданий необходимо обращать особое вни-

Мание на постановку правильного дыхания; исключать упражне­ния, требующие больших мышечных усилий, с задержкой дыха­ния; чередовать физические упражнения со специальными дыха­тельными;
- моторная плотность занятия должна составлять 50-70%.
Особое значение в процессе учебных занятий по плаванию со студентами, отнесенными в специальную медицинскую группу, имеют врачебно-педагогические наблюдения. При учете интен­сивности и объема выполненной плавательной нагрузки необхо­димо наблюдение за внешними признаками утомления во время выполнения упражнений. При чрезмерной нагрузке могут возник­нуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др. Может появиться также неудовлетворенное состояние после занятия, что обусловле­но несоответствием режима выполнения упражнений состоянию здоровья студентов, уровню их тренированности. В этих случаях необходимы изменение режима, достаточный отдых, проведение углубленного врачебного обследования.
Реакция на физическую нагрузку в процессе занятия студентов на специальном учебном отделении должна проявляться умерен­ными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузки частота сердечных сокраще­ний, артериальное давление, частота дыхания повышаются; пери­од восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5-10 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизнен­ная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться (в последнем случае это свидетельствует о на­ступлении утомления). Небольшая степень утомления на занятиях плаванием со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.
Задачами обучения плаванию на отделении спортивного совер­шенствования являются:
повышение уровня спортивной подготовленности;
приобретение профессионально-прикладных знаний и умений.
Наиболее подготовленные студенты-пловцы, имеющие квали­фикацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединен­ные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного со­вершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов. Такие отделения создаются на базе одного из вузов города при наличии плавательного бассейна и комплекса спортивных со­оружений, что позволяет проводить подготовку спортсменов в соот­ветствии с современными научно-методическими требованиями.

Для работы в межвузовских учебных отделениях привлекаются ведущие специалисты вузов. Пловцы, занимающиеся у одного тренера (преподавателя), могут представлять разные вузы. Комп­лектование таких групп целесообразно осуществлять с учетом спе­циализации в способах плавания и дистанциях.
Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по плаванию в вузе осуществляется совместными усилиями ка­федры физического воспитания и спортивного клуба в следующих формах:
-занятия в спортивной секции плавания;
-занятия в оздоровительных секциях (формирование комп­лексных групп: атлетическая гимнастика + плавание; аэробика + + плавание и т.п.; аквааэробика и др.):
-проведение соревнований по плаванию, водных праздников, массовых проплывов и др.;
-занятий плаванием в спортивно-оздоровительных лагерях;
-строительство спортивных сооружений (в том числе и плава­тельных бассейнов),
Проведение учебной, спортивной и массовой работы по плава­нию должно быть отражено в следующих документах планирова­ния и учета: план по физическому воспитанию, составленный на год; график учебного процесса на учебный год (семестр); рабочий план на учебный год (семестр); план-конспект занятия; журнал учета работы в учебной группе.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на подго­товительном учебном отделении.
2. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на специ­альном учебном отделении.
3. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на отделе­нии спортивного совершенствования.
Рекомендуемая литература
Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподава­телей и студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978.