Особенности и традиции русской дуэли. История дуэли в России  Смысл дуэли

Традиция дуэли зародилась в Новое время в среде западноевропейской аристократии. У таких поединков был строгий регламент. Он определялся кодексом - сводом общепринятых правил. Дуэль в России была перенята в ее классическом европейском виде. Государство долгое время боролось с этим обычаем, объявляя его незаконным и преследуя тех, кто, невзирая на запреты, шел стреляться или драться с противником холодным оружием.

Кодекс

Общепринятый кодекс устанавливал поводы и причины поединков, их виды, порядок проведения, отклонения и принятия вызова. Каждая дуэль в России соответствовала этим правилам. Если человек нарушал данные установки, он мог оказаться обесчещенным. Существовало несколько национальных кодексов. Различия между ними были несущественными.

Первым дуэльным кодексом можно считать французский документ 1836 года. Его издал граф де Шатовильяр. На основе этого кодекса строились аналоги в других странах, в том числе и в России. Другим важным общеевропейским сводом правил стал сборник, который в 1879-ом выпустил граф Верже. Самым известным российским отечественным документом такого плана являлся Дурасовский кодекс 1912 года. Согласно правилам, из которых он был составлен, и организовывались дуэли в России. 19 век стал периодом обобщения данных традиций. Поэтому кодекс был известен каждому дворянину и офицеру еще до появления его дурасовской редакции. Издание 1912 года было лишь набором рекомендаций, подкрепляющим общеизвестные обычаи.

Традиция классической дуэли Нового времени считается преемницей западных рыцарских турниров Средневековья. В обоих случаях сражение считалось делом чести с определенным ритуалом, от которого не отходил ни один из противников. были упразднены в XVI столетии в силу того, что привычная экипировка противников устарела и стала неэффективной. Именно тогда зародилась пешая дуэль, достигшая вершины своей эволюции в XIX веке.

Оружие

Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно с помощью холодного оружия. Это были клинки, которые аристократы или военные по обыкновению носили с собой. Такими видами оружия являлись рапиры, мечи, кинжалы. Если это был судебный поединок (распространенный только в Средние века), то выбор зависел от решения суда. На него влияло в том числе и сословие противников. В случае когда соперники не принадлежали к «благородным» слоям общества, они могли сражаться и вовсе на топорах или дубинках.

Даги и щиты перестали использоваться в XVII веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Большую роль в бою стала играть скорость атаки. Вследствие этого начался массовый переход на рапиры, которые были уже исключительно колющим, а не рубящим оружием.

В XVIII веке, когда дуэли в России понемногу становились повсеместной традицией в армии, все больше стали распространяться однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия многое изменило в традиции поединков тет-а-тет. Теперь на результат боя не влияла физическая подготовка или возраст его участников. Холодное оружие требовало большего количества навыков. Если один дуэлянт отличался искусным фехтованием и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою с пистолетами все, напротив, решал едва ли не слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить своего противника, для этого достаточно было большей удачливости.

Каноничность и экзотика

Многие дуэли в России 19 века намеренно проводились с использованием идентичной пары пистолетов (специально изготовленных и до малейших деталей похожих). Все эти факторы максимально уравнивали шансы противников. Единственным отличием подобных пистолетов могли быть порядковые номера на стволах. Сегодня дуэль в России помнится только как пеший бой. Однако подобный формат возник далеко не сразу. Раньше него были популярны огнестрельные дуэли, в которых противники сидели верхом на лошадях.

Более редкими были поединки, где использовались винтовки, ружья или карабины. Тем не менее зафиксированы случаи применения и длинноствольного оружия. Некоторые бои были еще более экзотическими. Известна дуэль в России, когда противники (штабс-капитан Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Виды оскорблений

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Действующие лица

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Поздний кодекс запретил вызывать на дуэль ближайших родственников. Например, нельзя было сражаться с родным братом, но можно было с двоюродным. Также запрещались дуэли между должниками и кредиторами.

Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники.

Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Классические правила дуэлей на пистолетах предполагали, что между вызовом и самим боем оскорбитель и оскорбленный не должны общаться и встречаться друг с другом. Для ведения переговоров назначались секунданты, которые и организовывали приготовления к поединку. В качестве них кодекс рекомендовал выбирать людей с незапятнанной репутацией и равным социальным положением. Секунданты ручались своей честью за то, что дуэль будет соответствовать нормам кодекса и организована при равных условиях для соперников.

Считалось неправильным, когда за организацию поединка бралось заинтересованное лицо. Именно поэтому дуэли в России, правила которых были обязательны для всех сторон, запрещали назначать секундантом близкого родственника. Полномочия «правой руки» определялись тем, кто участвовал в поединке. Дуэлянт мог разрешить секунданту действовать полностью по своему усмотрению или даже принять мир от секунданта оскорбившего его человека. Как правило, помощники только передавали сообщения, исполняя функции курьеров.

Если доверенным лицам не удавалось договориться о мире, начиналось обсуждение технических деталей предстоящего столкновения. От их соглашения зависело, будет ли дуэль смертельной или только до первой крови, каково будет барьерное расстояние (если это были пистолетные дуэли). В России кодекс разрешал обращаться к уважаемому с обеих сторон человеку, чтобы он мог быть третейским судьей, в случае если секунданты не могли договориться об условиях дуэли. Решения такого лица принимались противниками без возражений. Один из двух секундантов брал на себя еще одну важную функцию. Он распоряжался на самой дуэли (отдавал команду стрелять и т. д.). Врач на поединке нужен был, во-первых, для констатации ранений или смерти, а во-вторых, для помощи получившим увечья.

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь - восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.


24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой. Этот поединок, вошедший в историю как "дуэль четверых", закончился смертью Шереметьева и дуэлью секундантов - будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова. Впрочем, Россия знала и не такие дуэльные перипетии.

Царские указы не спасли Россию от дуэлей

Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России ещё при Петре I. Правда, на практике эти законы не применялись, да и дуэли в России до конца 18 века были явлением достаточно редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С превеликим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

Но законы против дуэлей в России оказались неэффективными. Более того, российские дуэли отличались особой жестокостью: дистанция между барьерами не превышала 10 метров (обычно 7), часто дуэли проходили без врачей и секундантов, поэтому заканчивались поединки трагически.

«Дуэль четверых» из-за блистательной балерины

Имя Авдотьи Истоминой увековечил великий Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Известная Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась как-то со своим кавалером. Расстроенная она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметьев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметьева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

Самый знаменитый любовный поединок

Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова. Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.

Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.

Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.



Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.

Пушкин – самый известный Петербургский дуэлянт

Екатерина Карамзина, современница великого русского поэта в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли ». А Иван Липранди, известный дуэлянт, в своём дневнике оставил запись: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед ».

На своей первой дуэли Пушкин стрелялся с лицейским товарищем Кюхельбекером. Причиной стала своеобразная рецензия на пушкинские эпиграммы. Кюхля по жребию стрелял первым, и когда он начал целиться, Пушкин крикнул своему секунданту Дельвигу: «Становитесь на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вышел из себя, рука его дрогнула, и он, действительно, попал в фуражку на голове Дельвига. Примирила противников комичность ситуации.

Известно и о дуэли Пушкина с полковником Старовым, который был известным снайпером. Дуэль проходила 6 января 1822. По воспоминаниям очевидцев, в этот день была настолько сильная метель, что в нескольких шагах уже ничего не было видно. Оба дуэлянта промахнулись. Впоследствии друзья Пушкина сделали всё. Чтобы дуэль не возобновилась.



Но уже весной в Петербурге обсуждали новую дуэль поэта с офицером генштаба Зубовым. Зубов промахнулся, а Пушкин, который преспокойно ел черешни, пока в него целился противник, от своего выстрела отказался. «Довольны ли вы?», - спросил он у Зубова, а когда тот попытался обнять Пушкина, сдержано заметил: «Это лишнее».

Смертельной для Пушкина стала дуэль с Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся 8 февраля 1837 года в районе Чёрной речки на окраине Санкт-Петербурга. На условиях, которые практически не оставляли шансов на выживание, настоял сам Пушкин. Расстояние между противниками составляли 20 шагов, барьер установили в 10 шагов, а стрелять можно было в любой момент. Уже первым выстрелом Дантеса Пушкин был ранен в живот. Через 2 дня Пушкин умер. За дуэль Дантеса приговорили к смерти. Он спешно уехал из России, дожил до преклонных лет и сделал успешную карьеру в политике.


Острослов Лермонтов спровоцировал дуэль, на которой и погиб

Официальная причина поединка, в котором поручик Лермонтов погиб от пули майора Мартынова, - остроты и колкости, которые поэт регулярно отпускал в отношении офицера. Чашу терпения Мартынова переполнил случай, когда Лермонтов назвал его «горцем с большим кинжалом». Хотя поговаривали, что причиной такого поведения Лермонтова было соперничество из-за дамы.

15 июля 1841 года дуэлянты встретились в договоренном месте на горе Машук. Каковы были условия дуэли сегодня уже не известно. Лермонтов был смертельно ранен соперником в грудь и умер на месте, не успев сделать свой выстрел. В подтверждение того, что пистолет Лермонтова заряжен, из него сделали выстрел в воздух.


Русский анархист вызывал на дуэль основоположника марксизма

Революционер-анархист Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.


Толстой хотел стреляться с Тургеневым, а Волошин с Гумилёвым

Дуэлянтами были многие известные люди. Известно, что молодой Лев Толстой бросил перчатку Ивану Тургеневу. Дуэль, к счастью, не состоялась. Последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Гумилёв оскорбился на розыгрыш. Тогда обидчик выстрелил в воздух, а Гумилёв промахнулся.

Впрочем, оружие может быть использовано и весьма мирных целях, и доказательством тому .

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

  1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15-20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении - до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего - 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно - по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Романтикой средневековых традиций и ощущением нереальной свободы. Мальчишки, начитавшись книг об отважных мушкетерах, готовы были драться на шпагах, а девушки мечтали быть прекрасными фрейлинами на балах. Хотя то, что красиво на первый взгляд, не всегда так увлекательно на самом деле. Дуэли, проводившиеся для того, чтобы отстоять свою честь, порой были обычной бойней.

Средневековое правосудие

Первые письменные сведения о дуэлях появились во времена первых королей, разделивших между собой земли Европы. В то время такой способ выяснения отношений относили к суду богов. Хотя еще ранее таким же методом решали судьбу осужденных и в Древней Греции, и в Риме. На поле боя выпускали двух бойцов, осужденного и лицо, представляющее правосудие. Считалось, что победить мог только невиновный. Если же осужденный погибал, суд богов был свершен.

История дуэли, которая более известна современникам, началась в XV веке. В то время самым распространенным способом разделаться с врагом были наемные убийцы, отравление либо обращение к сюзерену.

Немногие вассалы решались требовать от правителя решения своих проблем, таким образом делая их достоянием общественности. Но увеличившееся сословие дворян, получившее титулы за ратные подвиги, искало способ наказать наглецов, посмевших оскорбить их.

Дворянский титул делал любое семейство на ступень выше обычного горожанина или богатого торговца. Небольшие обедневшие рода старались показать свое превосходство, но не хотели мириться с насмешками более богатых «товарищей».

Чтобы отстоять свою честь, поруганную несправедливым словом или действием, урожденный дворянин мог вызвать на дуэль. Это способ отстоять свое достоинство путем поединка между двумя людьми в строго установленных рамках дуэльного кодекса.

Шальная Италия

Родоначальником таких схваток стала Италия. Молодые люди могли не просто награждать врагов нелестными эпитетами, но и пригласить на дуэль в укромный закоулок на окраине города. Публичные схватки порицались, поэтому дуэлянты старались скрыть свои действия.

Именно такое новшество пришло на смену судебным поединкам, устраиваемым с ведома короля или мера города. С этого момента обиженный мог бросить вызов обидчику и получить сатисфакцию в удобном месте и с тем оружием, которое имелось при себе.

Такие схватки стали называть «боями в кустах» из-за желания скрыться с глаз простых горожан. Такие бои помогали решить вопрос меньшей кровью и количество жертв, страдающих от конфликта, значительно уменьшалась.

Хорошим примером может стать пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта», когда Ромео приходится вступить в схватку с Парисом. Смерть молодого человека от шпаги главного героя стала итогом именно «боя в кустах».

Горячие французы и хладнокровные англичане

Чуть позже схватки на улицах стали частью быта французов и англичан. И если французы с жаром выясняли отношения на улицах, в подворотнях, то для жителей туманного Альбиона это было скорей крайней мерой.

Уже в XVI столетье дуэль - это способ не просто свести счеты с обидчиком, а и возможность показать свое умение владеть холодным оружием.

Именно в это время появляются первые печатные трактаты, содержащие правила дуэли. Благодаря им, стихийные бои приобрели регламент, правила поведения. Именно такие работы и стали основой, на которой был построен дуэльный кодекс. Мало кто из титулованных особ утруждал себя чтением книг и пособий. Этот ритуал передавался из поколения в поколение.

Дуэльный кодекс

В современном мире чаще всего упоминаются два кодекса: русский, написанный Дурасовым, и европейский в двух изданиях - графа Верже и графа Шатовильяра. Именно они использовались дворянами и военнослужащими того времени.

В этих изданиях описывались правила дуэли. Указывались оружие, причины вызова. Оговаривалось место дуэли. Борьба могла вестись с помощью холодного и огнестрельного оружия. Дуэльный кодекс был очень полезен, особенно в период появления стрелкового оружия в виде пистолетов.

Вызов

Бросить вызов мог любой дворянин, если действия или слова, сказанные ему, могли нанести урон его чести или чести семьи. Таким образом, оскорблением могло стать все что угодно: от случайно брошенного слова до открытого неуважения к статусу и положению личности в обществе.

Если возникали финансовые конфликты, их не считали причиной вызова на дуэль. Тяжбы материального характера решали через судебное разбирательство.

Причиной же вызова на дуэль могли стать смерть близкого человека от рук убийцы, небрежно высказанная острота в сторону дамы сердца или семьи оскорбленного.

Для того что сделать вызов, дуэлянты должен были стоять на одной ступени в иерархической лестнице, не уступать титулом друг другу и положением в обществе. Те, кто получал такой вызов от низшего по статусу, могли легко от него отказаться, так как такой вызов уже можно было считать оскорблением.

Виды дуэлей

Первые дуэли проводились с помощью холодного оружия: кинжала, даги. По выбору соперников она могла стать:

  • Подвижной - проводилась на площадке определенного размер).
  • Неподвижной - проводилась на одном месте, во время боя соперники не могли сдвинуться с намеченной позиции.

До конца XVII века разрешалась подвижная дуэль на шпагах с использованием «нечестных» методов ведения боя: пинков ногами и руками, дополнительного бонуса в виде кинжала или щита. С появлением пистолетов этот метод устарел.

Дуэльный кодекс описывал состязания с помощью огнестрельного оружия как «встречу» с использованием парных пистолетов, не использовавшихся ни одним из дуэлянтов. Такое оружие имелось в любой дворянской семье.

На такую «встречу» пистолеты приносили оба: и оскорбленный и оскорбивший. По жребию выбиралась одна из пар. В первоначальном варианте правила дуэли позволяли сделать только по одному выстрелу. С течением времени возникали новые разновидности дуэлей и, соответственно, новые варианты боя.

Дуэли на пистолетах

Существовали такие типы дуэлей:

  • Неподвижная дуэль. Расстояние от 15 да 35 шагов, выстрел по команде либо по вытянутому жребию.
  • Подвижная дуэль с препятствием. На ровной площадке середина отмечается любым предметом, к нему стрелки отсчитывают нужное количество шагов и стреляют по готовности.
  • Дуэль на благородном расстоянии. Дистанция между стрелками - не более пятнадцати шагов.
  • Слепой выстрел. На расстоянии пятнадцати шагов дуэлянты стоят спинами друг к другу, выстрел производится через плечо.
  • Русская рулетка. Заряжен только один пистолет, выстрел производится с расстояния 5-8 шагов.

Таким образом, дуэль - это не просто способ выразить свое недовольство нанесенной обидой, но и реальная возможность разделаться с противником раз и навсегда.

Самым жестоким способом расправы была так называемая американская дуэль. Дуэлянты и тот, на кого он падал, должен был покончить с собой в установленный временной отрезок. Из-за столь дикого исхода этот метод и был удален из дуэльного кодекса.

Рефери и участники дуэли

Для правильного проведения дуэли нужны были секунданты. Они следили за тем, чтобы оппоненты не встречались до дуэли, выбирали место встречи. Излюбленные места, где проводили дуэль, - это пригородные леса, парки или поля.

Секундантом мог быть любой присутствующий при нанесении оскорбления и вызове на дуэль.

Бывали случаи, когда вместо оскорбленного мог выйти доверенный человек - ближайший родственник, друг или особа, считающая своим долгом защитить поруганную честь более слабого.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.